Телеработа набирает популярность. Сегодня в ряды телеработников уже записались программисты, дизайнеры, переводчики, журналисты, корректоры, наборщики текстов. Рынок растет, и вместе с тем становятся актуальными новые проблемы, например, как гарантировать оплату своих услуг? Ведь обмануть телеработника, находящегося на огромном расстоянии, очень просто.
Все зависит от конкретной профессии. Программист может поставить пароль на программу или отправить заказчику демо-версию, дизайнер - уменьшенное изображение. А как поступить переводчику или журналисту, которым предлагают в качестве теста перевести или написать объемную статью, не гарантируя при этом оплату работы?
Проблема реально существует, и единых подходов к ее решению пока не придумали. Ниже будут даны советы, которые были выработаны мною в процессе работы с реальными заказчиками. Итак, как избежать обмана при устройстве на работу?
Первое, что заставляет насторожиться - неточная или неконкретная контактная информация: ник вместо имени-отчества или названия компании, отсутствие телефонов или номера 000-00-00, 111-11-11 вместо них, электронная почта на бесплатных сервисах, например, Mail.ru или Yandex.ru, а не корпоративный адрес. Почему заказчик прячется, почему не хочет, чтобы ему могли позвонить, почему не называет свою компанию и даже реального имени?
Второе, на что следует обращать внимание - это требования к кандидатам и условия сотрудничества. Серьезные компании очень четко прописывают должностные обязанности, требования к кандидатам: образование, опыт работы, возраст, владение языками. Зачастую просят прислать резюме с указанием списка предыдущих мест работы. Это нормальные требования.
Другое дело - если заказчик предлагает выполнить тестовое задание. Здесь явно есть повод призадуматься: а не планирует ли он подобным образом выполнить работу, ничего за это не заплатив? Очень может быть. Проверить намерения работодателя в этом случае очень сложно. В принципе, тест нужен для определения способностей нанимаемого телеработника. Почему бы в этом случае не отправить потенциальному работодателю ссылки на свои работы в Интернете или дать адрес персонального сайта с портфолио?
В-третьих, полезно собрать информацию о работодателе перед тем, как иметь с ним дело. Если компания, например, бюро переводов, давно работает на рынке, в Интернете накопилась много информации, среди которой обязательно будут отзывы телеработников. Просто введите название компании или адрес ее сайта в строку поиска Яндекса или Рамблера и посмотрите на результат.